Анализ проблем и критических ситуаций в системе образования с точки зрения задач сохранения культуры и языков коренных народов Республики Саха (Якутия)

СаввиновВ.М.

 

В современных условиях система образования несет ответственность за сохранение и развитие родных языков и национальных культур. Не решая проблем в сфере образования, мы занимаемся следствием, а не причинами языковой, культурной ассимиляции. Выделены возможные критические ситуации, которые могут возникнуть в региональной системе Республики Саха (Якутия) с точки зрения задач сохранения культуры и языков коренных народов:

– угроза утраты этнической идентичности молодежью, ее «отрыва» от национальной культуры, языка, этноспецифичных форм общения и поведения, национальных ценностей под давлением массовой культуры и ценностей «общества потребления»;

– снижение интереса молодежи к родному языку и национальной культуре;

– кризис школы как института воспроизводства языка и культуры.

Анализ основан на результатах пилотного и комплексного опросов населения Якутии (2011 г.), экспертного опроса (2012 г.), проведенных в рамках проекта «Форсайт Республики Саха (Якутия) до 2050г.», реализованного Северо-Восточным и Сибирским федеральными университетами. Также использованы результаты исследования развития региональной системы образования, проведенного в 2011–2012 гг. в 16 районах Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: региональная система образования, форсайт, SWOT-анализ, риски, критические ситуации, культура и языки коренных народов, образовательная практика.

 

Наука и образование, 2013, №4, с.100. УДК 37:81 (571.56)