К методике исследований гидротермических деформаций на автомобильных дорогах крио-литозоны

Шестернев Д.М., Острельдина Т.В.

 

Анализ ранее выполненных исследований выявил актуальность проблемы для разработки эффективных способов и мероприятий управления гидротермическими деформациями, численное значение которых определяется как разность между пучением при промерзании и осадок при оттаивании основания и земляного полотна автомобильных дорог в годовом климатическом ритме. В настоящее время для ее решения используются методики и оборудования, не учитывающие конструктивных особенностей (высоты насыпи, наличия или отсутствия в их основании мерзлых грунтов, обводненности и т.п.). В работе с учетом этих недостатков предложена усовершенствованная система оценки деформаций, состоящая из двух площадок в границах природно-технической системы и литотехнической системы. В первом случае измеряются гидротермические деформации за пределами проезжей части автомобильной дороги, во втором – в пределах проезжей части. Новизна методики заключается в том, что в ее структуре предусмотрены исследования неравномерности деформаций конструктивных элементов автомобильных дорог в пространстве и во времени (дорожной одежды, основания откосов земляного полотна, обочин, кюветов, придорожной полосы). Значения деформаций грунтов и конструкций автомобильных дорог по площади предложено определять как разность перемещений поверхностных марок в годовом климатическом ритме, по глубине – с использованием дифференциальных измерителей гидротермических деформаций в зависимости от длительности теплых и холодных его стадий.

Ключевые слова: гидротермические деформации, методика, земляное полотно, автомобильные дороги, природно-техническая система, литотехническая система.

Наука и образование, 2017, №1, с.57. УДК 551.32:551.34

Вложения:
Скачать этот файл (09 Шестернев 57-62.pdf)09 Шестернев 57-62.pdf[ ]545 kB